Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

Всероссийская академия внешней торговли

Министерства экономического развития Российской федерации

English
Структура
На главную
Карта сайта


Бюджетная система (государственная)

(budgetary system (state))

- система формирования доходов и расходов в государственных бюджетах. Государственный бюджет – главный инструмент воздействия государства на экономику, центральный механизм перераспределения доходов. Доходная часть в основном формируется из налогов, а также займов и доходов от реализации госимущества.

Бюджетная структура зависит от государственного устройства страны, а размеры и структура государственных доходов и расходов – от типа социально–экономической системы, размеров экономики и конкретной экономической политики правительства.

В России бюджетная система состоит из трёх звеньев: федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Совокупный бюджет всех уровней называется консолидированным. Система отношений между бюджетами различных уровней называется бюджетным федерализмом. На федеральный бюджет в России, как правило, приходилось 55%-57% всех доходов, на субъектные и местные доходы - остальная часть. Переводы части доходов из федерального бюджета в субъектные, а из субъектных бюджетов в местные, называются бюджетными трансфертами. По расходам обе части бюджета обычно примерно равны. Налоги в России дают свыше 90% всех поступлений. Основные виды налогов: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, подоходный налог, акцизы, налоги на внешнеэкономическую деятельность. Основные виды расходов: на содержание госаппарата, правоохранительных структур, армию, социальные расходы (прежде всего на пенсионное обеспечение, системы здравоохранения и образования), государственные капиталовложения, обслуживание полученных государственных займов.

Бюджетная политика играет очень важную, нередко ключевую роль в формировании текущей экономической конъюнктуры в стране, в развитии экономики на перспективу, в развитии социальной сферы, распределении налогового бремени и доходов различных слоёв населения. Борьба вокруг определения размеров и структуры госбюджетных доходов и расходов, как правило, является центральным объектом экономической политики в любом государстве.

Доля госбюджетных расходов в ВВП страны является наиболее общим показателем роли государства в экономике. В развитых странах она обычно колеблется в пределах 35%-40%, в том числе в странах, придерживающихся политики «государства всеобщего благосостояния» (Скандинавия, Финляндия) – 40%-50%, в государствах, больше ориентирующихся на либеральную экономическую политику (США, Великобритания) – 25%-35%, в России – около трети ВВП.

Если доходы госбюджета превышают расходы, бюджет является профицитным, если расходы больше доходов – дефицитным. У подавляющего числа государств госбюджеты дефицитные. Для покрытия дефицитов обычно используются займы. Хроническая дефицитность госбюджетов приводит к накоплению государственного долга. Для измерения задолженности, как правило, используется показатель отношения размеров госдолга к ВВП. В настоящее время наиболее высокий показатель накопленной задолженности отмечается в Японии, Греции, Италии, Испании, Великобритании и США. Размеры государственного долга в России невелики.

Адрес: 119285, Россия, г. Москва, ул. Пудовкина, дом 4а (схема проезда)
Тел.: +7(499) 143-12-35; +7(499) 147-54-54; Факс: +7 (499) 783-02-63