Подготовка к ЕГЭ
+7 (499) 143-12-35
119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А
info@vavt.ru
Нажмите сюда, чтобы перейти на главную страницу сайта vavt.ru
Главная страница Глоссарий экономических терминов Буква "К" Классическая школа (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.)


Классическая школа (вторая половина XVIII – первая половина XIX вв.)

(classical economics)

– именно с трудов классической школы началась политэкономия как наука. Родоначальником школы считается Адам Смит (1723 – 1790) «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1766). Главная мысль «Богатства народов» - это действие «невидимой руки» рынка: каждый участник хозяйственной деятельности ищет лишь собственную выгоду, которая в итоге способствует росту общественного продукта, общей выгоде, к развитию производства и прогресса. Классики исследовали природу богатства, факторы его роста, условия образования и распределения доходов, законы конкуренции. Они выдвинули трудовую теорию стоимости, обосновали принцип экономической свободы “laissez faire” («не мешайте делать», «позвольте делать»). Государство же призвано создавать правовые основы экономической деятельности, играть роль «ночного сторожа». Также одним из крупнейших представителей классической школы является Давид Рикардо (1772 – 1823) «Начала политической экономии и налогообложения» (1817). Труд имеет свою цену, которая, по его мнению, определяется стоимостью жизненных средств, требуемых для содержания рабочего и его семьи. Изменение заработной платы не влияет на стоимость (и цену) производимых продуктов. Изменяется лишь соотношение между размером заработной платы и прибыли, получаемой предпринимателем: «Все, что увеличивает заработную плату, необходимо уменьшает прибыль». Таким образом, заработная плата и прибыль находятся в обратной взаимосвязи.

Рикардо стремился определить динамику доходов, получаемых тремя основными классами. С развитием производства реальная заработная плата остается неизменной, рента растет, уровень прибыли падает. Рикардо показал неправомерность утверждений физиократов, будто рента (чистый продукт) является даром природы. Он обратил внимание и на неточность в трактовке Смита, который допускал, что часть дохода, полученного в земледелии, обязана своим происхождением силам природы. Природа, доказывает Рикардо, в создании ренты не участвует и не определяет уровень цен. Источником ренты является не плодородие земли, а труд работников, занятых в сельском хозяйстве. Стоимость хлеба и другой сельскохозяйственной продукции определяется затратами труда на относительно худших участках земли. Рикардо в отличие от Смита считал, что предпосылкой для международного обмена не обязательно служат различия абсолютных издержек. Достаточно, чтобы отличались сравнительные издержки. Выгода состоит в том, что посредством специализации страна получит больше товаров лучшего качества, чем могло быть произведено внутри страны при тех же затратах.



ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

119285, Москва,
Воробьевское шоссе, 6А

info@vavt.ru

+7 (499) 143-12-35

ВК Rutube

Ректорат

info@vavt.ru

+7 (499) 143-12-35

Приемная комиссия

abiturient@vavt.ru

+7 (499) 147-54-54

Связаться с Академией

Отправить сообщение