|
Аспирантура / 38.06.01 Экономика / Экономика и управление народным хозяйством / очная / 2017
Методологические основы принятия управленческого решения в сфере внешнеэкономической деятельности | 1. Цель дисциплины.
Целью настоящей дисциплины является понимание и использование методологических
подходов в процессе обоснования управленческих решений в области
внешнеэкономической деятельности.
Достижению цели дисциплины способствует решение следующих основных задач:
• выяснение места методологии в системе управленческих решений;
• анализ основных методов принятия управленческого решения;
• определение путей, совершенствования методов принятия управленческих решений.
2. Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры.
Настоящая дисциплина относится к вариативной части дисциплин.
Дисциплина предполагает развитие фундаментальных знаний по менеджменту. Она
способствует формированию навыков научно-исследовательской работы аспирантов в
процессе анализа методов принятия управленческих решений. При изучении
дисциплины «Методологические основы принятия управленческого решения в сфере
внешнеэкономической деятельности» необходимо опираться на знания таких
дисциплин, как «Современные проблемы менеджмента в международном бизнесе»,
«Теория управления экономическими системами», «Экономика и управление народным
хозяйством». Дисциплина «Методологические основы принятия управленческого
решения в сфере внешнеэкономической деятельности»» станет базой для изучения
последующих дисциплин: «Глобальные цепочки добавленной стоимости и их влияние
на экономический рост», «Влияние многостороннего экономического сотрудничества
на формирование национального рынка».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных
и профессиональных компетенций:
УК-1, УК-5, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-5.
Изучив дисциплину, слушатель должен:
• знать общие методологические основы принятия управленческого решения;
• понимать пути решения имеющихся управленческих проблем;
• уметь анализировать управленческие решения и находить способы их оптимального
выполнения.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
5. Семестры: 3–й семестр
6. Основные разделы дисциплины: разделов в дисциплине нет.
Автор: доктор экономических наук, профессор Королев В.И. |
|
Методологические основы принятия управленческого решения в сфере внешнеэкономической деятельности | 1. Цель дисциплины.
Целью настоящей дисциплины является понимание и использование методологических
подходов в процессе обоснования управленческих решений в области
внешнеэкономической деятельности.
Достижению цели дисциплины способствует решение следующих основных задач:
• выяснение места методологии в системе управленческих решений;
• анализ основных методов принятия управленческого решения;
• определение путей, совершенствования методов принятия управленческих решений.
2. Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры.
Настоящая дисциплина относится к вариативной части.
Дисциплина предполагает развитие фундаментальных знаний по менеджменту. Она
способствует формированию навыков научно-исследовательской работы аспирантов в
процессе анализа методов принятия управленческих решений. При изучении
дисциплины «Методологические основы принятия управленческого решения в сфере
внешнеэкономической деятельности» необходимо опираться на знания таких
дисциплин, как «Современные проблемы менеджмента в международном бизнесе»,
«Теория управления экономическими системами», «Экономика и управление народным
хозяйством». Дисциплина «Методологические основы принятия управленческого
решения в сфере внешнеэкономической деятельности»» станет базой для изучения
последующих дисциплин: «Глобальные цепочки добавленной стоимости и их влияние
на экономический рост», «Влияние многостороннего экономического сотрудничества
на формирование национального рынка».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих универсальных,
общепрофессиональных и профессиональных компетенций:
УК-1, УК-5, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-7.
Изучив дисциплину, аспирант должен:
• знать общие методологические основы принятия управленческого решения;
• понимать пути решения имеющихся управленческих проблем;
• уметь анализировать управленческие решения и находить способы их оптимального
выполнения.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
5. Семестры: 4.
6. Основные разделы дисциплины: разделов в дисциплине нет.
Автор: доктор экономических наук, профессор Королев В.И. |
|
Институциональная экономика | 1. Цель дисциплины: формирование теоретической базы (концептуальной и
методологической) и практических навыков институционального анализа
экономических явлений и процессов.
Задачи дисциплины:
познакомить обучающихся с историей становления и современным состоянием новой
институциональной теории;
ввести в круг основных понятий институциональной экономики;
- познакомить обучающихся с основными направлениями и теориями, развивающимися
в рамках новой институциональной экономики и объяснить сравнительные
возможности этих теорий и решаемые ими задачи;
выработать у обучающихся навыки институционального анализа современных
экономических явлений.
Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Институциональная экономика»»
входит в вариативную часть программы аспирантуры.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций: УК -1, УК -2, ОПК -1, ПК -1,
ПК-6, ПК -7.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Итоговый контроль - экзамен.
Семестры: 3.
Основные разделы дисциплины - деление на разделы отсутствует, состоит из 9 тем.
Автор: д/к.э.н., доц. кафедры мировой и национальной экономики Асадуллина А.В. |
|
Влияние международного многостороннего сотрудничества на формирование национальных рынков | 1. Цель дисциплины: овладение аспирантами знаниями о международном
многостороннем сотрудничестве как факторе влияния на развитие национальных
рынков.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части профессионального цикла дисциплин
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
(коды): УК-1 УК-3 УК-4 ОПК-1 ПК-1 ПК-3
В результате изучения дисциплины аспирант должен:
знать:
• причины возникновения и формы многостороннего сотрудничества в
мире;
• основные угрозы и риски на пути расширения международного многостороннего
сотрудничества.
Уметь:
• идентифицировать уровень и состояние развития национальных и региональных
экономических систем в целях развития многостороннего международного
сотрудничества;
• исследовать важнейшие направления взаимодействия России и ведущих стран
мира;
• оценивать экономические последствия принятия политических решений
национальных правительств для деятельности региональных экономических
объединений.
Владеть:
• терминологией в данной области знаний,
• знанием источников информации о международном сотрудничестве, публикаций ООН
и других международных организаций по вопросам состояния и перспектив его
развития,
• навыками подготовки содержательного обзора социально-экономической информации
по проблемам, связанным с многосторонним международным сотрудничеством;
• навыками использования современных компьютерных программ для наглядного
предоставления полученных результатов исследования;
• навыками ведения дискуссии и полемики по проблемам, связанным с
многосторонним международным сотрудничеством;
• способностью готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в
области экономической политики и принятия стратегических решений на микро - и
макроуровне;
• способностью анализировать и использовать различные источники информации для
проведения экономических расчетов оценки различных стратегий.
4. Общая трудоемкость дисциплины: _2 зачетные единицы (72 акад. час.).
5. Семестры: -4
6. Основные разделы дисциплины:
1. Международное сотрудничество: понятие и сущность.
2. Интеграция в современном мире: расширение социальной базы и многоформатность
3. Роль международных организаций в развитии многостороннего международного
сотрудничества
4. Риски и вызовы современного этапа многостороннего международного
сотрудничества
5. Международное многостороннее экономическое сотрудничество как фактор
развития национальной экономики.
Автор: Ткаченко Ирина Юрьевна профессор, доцент, к.ф.н. |
|
Новые явления и процессы развития региональной экономической интеграции | 1.Цель дисциплины: сформировать у аспирантов знания и компетенции в области
современной теории и практики региональной экономической интеграции.
В ходе изучения дисциплины перед слушателями ставятся следующие задачи:
- уяснить сущность и причины усиления процессов региональной экономической
интеграции на современном этапе,
- изучить влияние региональной экономической интеграции на мировую экономику,
внешнюю торговлю, торговую политику и национальные хозяйства стран-участниц
интеграционных объединений,
- разобраться в формах современной международной экономической интеграции,
провести их сравнительный анализ, определить особенности региональных
интеграционных объединений и торговых соглашений в отдельных регионах мира
- уяснить основные этапы и уроки европейской экономической интеграции,
- ознакомиться с практикой и проектами интеграционного строительства на
постсоветском пространстве,
- рассмотреть этапы создания и особенности функционирования ЕАЭС, уяснить место
и задачи России в региональных интеграционных объединениях
2.Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Новые явления и процессы в развитии региональной экономической
интеграции» является дисциплиной по выбору и относится к вариативной части
программы аспирантуры.
3.Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
Перечень сформированных компетенций в процессе освоения
дисциплины
Код и формулировка компетенции Этапы формирования компетенции
ПК-1 -способность обосновывать актуальность, Знать Современные особенности
региональных интеграционных
теоретическую и практическую значимость новых экономических исследований,
адаптировать результаты этих исследований для решения экономических проблем,
возникающих в государственной политике и деятельности различных организаций;
договоренностей, формы интеграционных объединений
Уметь анализировать ключевые положения региональных торговых соглашений и
определять влияние таких договоренностей на экономику страны и ее торгово-
экономическое сотрудничество
Владеть способностью определять пути развития интеграционных процессов и методы
повышения эффективности участия России и ЕАЭС в региональных торговых
соглашениях.
ПК-2 - способность к руководству научно-исследовательской работой студентов по
профилю подготовки в образовательных организациях;
Знать основные тенденции и новые явления в развитии экономической интеграции в
мире
Уметь формулировать и обосновывать актуальность и ключевые задачи исследования
интеграционных процессов
Владеть навыками исследования процессов и изменений в развитии региональной
экономической интеграции
ПК-3 - способность обобщать результаты современных экономических, теоретических
и эмпирических исследований и адаптировать их для преподавания экономических
дисциплин в высших учебных заведениях. Знать Характерные черты современного
регионализма
Уметь обобщать, анализировать и систематизировать материал по проблемам
региональной экономической интеграции для использования на аудиторных занятиях
со студентами
Владеть различными методами для квалифицированного проведения занятий в области
региональной экономической интеграции
ПК-5 - способность к самостоятельной постановке и решению сложных теоретических
и прикладных Знать основные источники получения информации о региональных
интеграционных объединениях и региональных торговых соглашениях
задач в области экономики и управления народным хозяйством
Уметь анализировать влияние интеграционных процессов на развитие национальной
экономики и внешнеэкономических связей страны
Владеть навыками исследования интеграционных процессов
4. Основные разделы дисциплины:
Характерные черты современного регионализма.
Крупнейшее и наиболее развитое интеграционное объединение в мире - Европейский
Союз. Интеграционные объединения в Америке, Азии, Африке
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Евразийский
экономический союз.
Авторы: член-корреспондент РАН, д.э.н., проф., заслуженный деятель науки
Спартак А.Н., заведующий кафедрой международной торговли и внешней торговли РФ;
к.э.н., доц. Виноградова И.В., доцент кафедры Международной торговли и внешней
торговли РФ |
|
Научная работа: исследование, методология, текст (факультатив) | Целью дисциплины является получение знаний и приобретение умений, формирование
необходимых компетенций аспирантов для написания научных работ, а также
дальнейшего их использования в практике организации научно-исследовательской
работы студентов по профилю подготовки в образовательных организациях. Задачи
дисциплины:
•получение системного представления о методологии подготовки научного
исследования, научного текста;
•получение практических навыков планирования и организации научных исследований.
Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры Данная дисциплина относится к
факультативным дисциплинам.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих
компетенций: ПК-2.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
основы научных исследований; правила цитирования; уметь:
структурировать научный текст на основе принципов системности, логичности,
последовательности, научности; владеть:
навыками реферирования и аннотирования научных текстов.
Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа)
Семестр: 4
Основные разделы дисциплины:
Раздел 1. Методология написания выпускной/диссертационной работы Раздел 2.
Планирование и организация научных исследований Раздел 3. Правила цитирования,
оформления библиографии Раздел 4. Реферирование и аннотирование научных текстов
Автор: Зинцова Марина Владимировна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента и
маркетинга |
|
Иностранный язык (английский) | Программа дисциплины «Иностранный язык» (английский) подготовлена в
соответствии с требованиями Образовательного стандарта высшего образования по
подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре ВАВТ по направлению
подготовки кадров высшей квалификации 38.06.01 «Экономика».
Целью дисциплины «Иностранный язык» (английский) является совершенствование
аспирантами ВАВТ иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для
осуществления научной и профессиональной деятельности и позволяющей им
использовать английский язык в научной работе.
Место дисциплины - настоящая дисциплина относится к базовой части программы
подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, которая является
обязательной для освоения обучающимися и направлена на подготовку к сдаче
кандидатского экзамена. В результате освоения данной дисциплины обучающийся
должен:
Знать:
межкультурные особенности ведения научной деятельности;
правила коммуникативного поведения в ситуациях межкультурного научного общения;
требования к оформлению научных трудов, принятые в международной практике.
Уметь:
осуществлять устную коммуникацию в монологической и диалогической форме в
ситуациях межкультурного научного общения;
писать тезисы, рефераты;
читать оригинальную литературу на иностранном языке в профессиональной отрасли;
знаний;
извлекать информацию из текстов, прослушиваемых в ситуациях межкультурного
научного общения и профессионального (доклад, лекция, интервью, дебаты, и др.);
оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода,
реферата, аннотации;
понимать и оценивать чужую точку зрения, стремиться к сотрудничеству,
достижению согласия, выработке общей позиции в условиях различия взглядов и
убеждений.
Владеть:
этикетными формами научно-профессионального общения;
навыками анализа научных текстов на государственном и иностранном языках
навыками критической оценки эффективности различных методов и технологий
научной коммуникации на государственном и иностранном языках; различными
методами, технологиями и типами коммуникаций при осуществлении профессиональной
деятельности на государственном и иностранном языках;
современными информационно-коммуникационными технологиями.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование следующих компетенций, закрепленных в Образовательном
стандарте высшего образования по подготовке научно-педагогических кадров в
аспирантуре ВАВТ: УК-3, УК-4, УК-5, УК-6.
Общая трудоемкость дисциплины - 3 зачетные единицы (108 часов). Семестры - 1
семестр
Автор: зав. кафедрой англ. яз. МБ к.п.н. доцент СВ. Аверьянова. |
|
Современные методы проведения экономического анализа с использованием внешнеторговой статистики | «Современные методы проведения экономического анализа с использованием
внешнеторговой статистики»
Цель дисциплины: получение целостного представления об экономическом анализе
как важнейшей функции управления организациями, осмысливание и понимание
основных методов экономического анализа и их применения на разных стадиях
процесса разработки и принятия управленческих решений, получение практических
навыков по анализу и оценке различных направлений производственно-
хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности с использованием
современных методов статистики, в том числе внешнеторговой.
Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Современные методы проведения
экономического анализа с использованием внешнеторговой статистики» входит в
вариативную часть программы аспирантуры.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций:
УК-1;ОПК-1;ПК-1.
В результате изучения дисциплины аспиранты должны: знать:
понятийно-категориальный аппарат;
основные источники внешнеторговой статистики;
методы экономического анализа внешнеторговой статистики; уметь:
провести экономический анализ с использованием внешнеторговой статистики;
выявить и обосновать условия и факторы мобилизации производственных резервов;
определить тенденции развития современной внешней торговли; владеть:
навыками использования основного инструментария проведения экономического
анализа с использованием внешнеторговой статистики;
навыками использования индексного метода для анализа позиции страны в
международной
торговле.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Семестры: 2.
Основные разделы дисциплины - деление на разделы отсутствует, состоит из 5 тем.
Сущность, роль и значение экономического анализа в условиях рыночной экономики
Изучение динамики внешнеторговых потоков
Индексный анализ внешней торговли
Изучение структуры внешней торговли
Трендовые и адаптивные модели прогнозирования внешней торговли
Автор: к.э.н., доцент кафедры мировой и национальной экономики Ахмадулина Т.В. |
|
История и философия науки | Целью дисциплины является усвоение аспирантами знаний об основных этапах и
закономерностях развития науки, о взаимосвязи различных наук между собой и их
связи с общей эволюцией культуры, изучение основных подходов к трактовке
научной методологии, феноменам знания и веры, объяснения и понимания, что
должно способствовать формированию общенаучного и гуманистического
мировоззрения с позитивной системой ценностной ориентации, формированию общей
культуры мышления и способности критического анализа научных и философских
теорий.
Место дисциплины – настоящая дисциплина относится к базовой части программ
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки
кадров высшей квалификации.
Требования к уровню освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины направлен
на формирование следующих компетенций, закрепленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте ВПО: УК–1, УК-2, УК-3, УК-4, УК-5,
УК-6, ОПК-1, ПК-1, ПК-7.
В результате изучения дисциплины аспиранты должны:
знать:
- важнейшие подходы к пониманию природы науки;
- основные этапы развития науки и их характеристики;
- основные направления и школы в философии науки;
- основы методологии философского и научного познания;
уметь:
- ориентироваться в основных проблемах философии науки;
- давать оценку различным школам и течениям в философии науки;
- различать научное, вненаучное и псевдонаучное знание;
- использовать общенаучные методы для анализа специальных проблем;
- применять философские знания и навыки конструктивного решения актуальных
проблем в процессе образования, в научной деятельности, в сфере
профессионального функционирования, в межличностных отношениях;
- дискутировать по отдельным проблемам философии науки;
владеть:
- основным понятийным аппаратом философии науки и научной методологией;
- методами приобретения, усвоения знаний, расширения сферы познавательной
деятельности; способами практической реализации знаний;
- навыками использования идей философии науки в процессе научного исследования
и коммуникативной деятельности;
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Семестры: 1 семестр.
Основные разделы дисциплины (3 раздела): 1. Введение; 2. Общие проблемы
философии науки; 3. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
Разработчик программы: д.ф.н., профессор кафедры гуманитарных и социальных
наук Гриненко Галина Валентиновна. |
|
Мировые рынки: современные тенденции развития и позиции на них России | 1. Цель дисциплины
Цель дисциплины заключается в формировании у слушателей углубленного
представления об общих и специфических чертах функционирования мировых рынков
отдельных групп товаров и о фундаментальных факторах, определяющих развитие
товарных рынков. Важным аспектом изучения дисциплины являются способы анализа
качественных и количественных рыночных показателей, определение специфики
14
формирования цен на рынках отдельных товаров, а также привитие слушателям
профессиональных навыков анализа товарных рынков и их прогнозирования.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры:
Дисциплина «Мировые рынки: современные тенденции развития и позиции на них
России» относится к профессиональному циклу дисциплин аспирантуры по
направлению «Экономика», направленность программ: «Мировая экономика»/
Экономика и управление народным хозяйством».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
УК-1, ОПК-1, ПК-1, ПК-3, ПК-6 (для направления «Экономика и управление народным
хозяйством»), ПК-8 (для направления «Мировая экономика»). В результате изучения
дисциплины слушатель должен:
Знать: Системные подходы к анализу тенденций и перспектив развития мировых
товарных рынков в условиях меняющейся общехозяйственной и товарной конъюнктуры.
Ключевые тренды и новые явления в международной торговле в период глобализации
и цифровой трансформации. Специфику развития отдельных товарных рынков и групп
товаров. Происходящие процессы и направления деятельности России на глобальных
мировых рынках, специфику формирования цен на отдельные группы товаров.
Уметь: Использовать основы полученных знаний для выявления факторов и анализа
показателей, формирующих динамику развития мировых рынков и цен в разрезе
отдельных групп товаров. Оценивать динамику конъюнктурообразующих факторов, и
их влияние на состояние отдельных товарных рынков, применять актуальные
экономические модели для системного анализа рынков с точки зрения интересов
России. Анализировать современную товарную структуру мировой торговли, выделять
ключевые количественные и качественные характеристики важнейших товарных
рынков, их специфические черты и механизмы функционирования, определять
взаимосвязи с другими рынками, ретроспективную динамику и перспективы развития
основных товарных рынков.
Владеть: Навыками анализа различных факторов, влияющих на формирование мировых
рынков в условиях их глобализации и цифровизации, базовыми навыками поиска
аналитической, статистической и иной информации по рынкам, сопоставления и
критического анализа рыночных показателей, данных различных источников,
интерпретации полученных результатов.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетную единицу (72 часа).
5. Семестры: 3.
6. Основные разделы дисциплины:
- Понятие и способы комплексного исследования мировых товарных рынков.
Источники информации о рынках, их классификация, способы профессиональной
работы с ними
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки сельскохозяйственного и продовольственного
сырья
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки топливно-энергетических товаров
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки машинотехнической продукции и технологий
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки металлов
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки лесопромышленных товаров и мебели
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки биотоплива
Автор: Кривокоченко Лариса Викторовна, профессор кафедры технологии
внешнеторговых сделок, к.э.н., доцент |
|

|
|