|
Аспирантура / 38.06.01 Экономика / Мировая экономика / очная / 2015
Мировая экономика: теоретические аспекты и особенности текущего этапа | АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕГО ЭТАПА»
1. Цель дисциплины: углубленное изучение современных проблем мирового
хозяйства, изучить закономерности глобализации, интернационализации и
транснационализации международных экономических отношений, механизмы их
регулирования на национальном, региональном и глобальном уровне, а также
теории и методологии в тих областях.
2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к специальным
дисциплинам отрасли науки и научной специальности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций: УК-1; УК-6; ОПК-1; ПК-1;
ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-10, ПК-11
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет – 3 зачетные единицы (108 часов).
5. Семестры: 1
6. Основные разделы дисциплины – состоит из 3 разделов и 14 тем.
Раздел 1. Формирование и особенности развития современной мировой экономики
1. Трансформация мирового хозяйства в ХХI в.
2. Типы и модели рыночного хозяйства в современной мировой экономике
3. Теоретические подходы к анализу функционирования современного мирового
хозяйства
4. Эволюция роли государства в мировой экономике
5. Глобализация мировой экономики и ее проявления
Раздел 2. Эволюция ресурсного потенциала мировой экономики
6. Значение научно-технического потенциала мирового хозяйства
7. Особенности формирования человеческого потенциала мирового хозяйства
8. Значение отдельных элементов природно-ресурсного потенциала мирового
хозяйства
9. Финансовые ресурсы мировой экономики
Раздел 3. Страны и регионы мировой экономики, международные многосторонние
организации
10. Изменения позиций основных центров силы в мировой экономике
11. Новые центры силы в мире: позиции развивающихся стран в системе мирового
хозяйства
12. Перспективы и место стран с переходной экономикой в системе мирового
хозяйства
13. Глобальные проблемы современного развития
14. Международное многостороннее экономическое сотрудничество
Автор: профессор Супян В.Б., профессор кафедры Мировой и национальной
экономики, д.э.н. |
|
Мировые рынки: современные тенденции развития | Цель дисциплины:
Формирование углубленного представления об основных чертах функционирования
мировых рынков в товарном и географическом разрезе (их динамике и проблемах
развития, ключевых количественных и качественных характеристиках, основных
участниках) и места России на них, а также приобретение навыков
профессионального изучения товарных рынков.
Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к вариативной части
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
УК-1 -УК-6, ОПК-1 - ОПК-3, ПК-2, ПК-4, ПК-9, ПК-11.
В результате изучения дисциплины слушатель должен: знать: основные
характеристики важнейших региональных и товарных рынков, их специфические черты
и механизмы функционирования, взаимосвязи с другими рынками, сегментацию,
ретроспективную динамику и перспективы развития, ключевые страны-участницы, их
место и роль на рынке, специфику занимаемого положения, позиции России на
основных рынках
уметь: выявлять причинно-следственные связи важнейших событий на рынках, места
и роли отдельных стран на них;
владеть: базовыми навыками поиска статистической и иной информации по рынкам,
сопоставления и критического анализа данных различных источников, интерпретации
полученных результатов.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Семестры: 3
Основные разделы дисциплины:
Источники информации по международной торговле и товарным рынкам, особенности
профессиональной работы с ними.
Основные региональные рынки, их специфика, состояние и перспективы участия
России: СНГ, Ближний Восток, Африка.
Основные региональные рынки, их специфика, состояние и перспективы участия
России: Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия.
Основные региональные рынки, их специфика, состояние и перспективы участия
России: Европа, Северная Америка, Латинская Америка.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой энергетический рынок.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок металлов.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок химических товаров.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок продовольствия.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок машинно-технической продукции.
Автор:
Хохлов А.В., старший преподаватель кафедры Международной торговли и внешней
торговли РФ, к.г.н. |
|
Теория международной торговли | 1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины состоит в формировании обучающихся компетенций,
необходимых для углубления знаний в обосновании фундаментальных концепций
современного развития международной торговли и их практического применения.
Задачами дисциплины являются получение системных знаний, позволяющих:
- уметь самостоятельно проводить фундаментальные научные исследования в области
международной торговли;
- применять и совершенствовать в научных исследованиях модели экономического
анализа, которые являются важным дополнением к логическим рассуждениям;
- выявлять особенности и последствия международного движения товаров, услуг и
факторов производства для национальных экономик;
- уметь разрабатывать учебный курс, преподавать дисциплины
внешнеэкономического профиля и проводить научно-исследовательскую работу со
студентами.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ООП АСПИРАНТУРЫ
Дисциплина «Теории международной торговли» относится к специальным дисциплинам
отрасли науки и научной специальности по направлению подготовки кадров высшей
квалификации 38.06.01 «Экономика».
3. КОМПЕТЕНЦИИ,
ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Аспирант должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):
- способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений,
генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в
том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
- готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских
коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
- готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации
на государственном и иностранном языках (УК-4);
- способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и
личностного развития (УК-6).
Общепрофессиональными компетенциями:
- способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую
деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием
современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
(ОПК-1);
- готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам
высшего образования (ОПК-3).
Профессиональными компетенциями:
- способность выявлять и обосновывать путем анализа мировой и национальной
экономики, международной торговли, данных статистики перспективные для страны
направления экспортной специализации и импортозамещения (ПК-1);
- способность осуществлять приоритезацию отраслевых и географических
(страновых) направлений внешнеэкономического сотрудничества с учетом
совокупности факторов развития мировой и национальной экономики, международной
торговли (ПК-5);
- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для
расчета внешнеэкономических показателей, используемых при оценке положения
страны в мирохозяйственных связях (ПК-9);
- способность анализировать статистические данные о состоянии и динамике
внешней и международной торговли, используя базы данных международных
экономических организаций (ПК-10);
- способность совершенствовать исследовательский аппарат и методологию анализа
процессов в мировой экономике и международной торговле с использованием
статистической, конъюнктурной, торгово-политической и иной информации в
исследовательских целях (ПК-13);
- способность, на основе описания экономических процессов и внешнеэкономических
связей, строить стандартные теоретические и эконометрические модели,
анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-14). |
|
Глобальные цепочки добавленной стоимости и их роль в развитии мировой и национальной экономики | 1. Цель освоения дисциплины состоит в формировании у аспирантов компетенций,
необходимых для проведения экономического анализа существующих
внешнеэкономических связей, определения возможностей подключения страны к
участию в глобальных цепочках добавленной стоимости (ГЦДС) и определения мер по
совершенствованию экономической политики, необходимых для такого участия
Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к специальным дисциплинам отрасли науки и научной
специальности.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие
компетенций: УК-1, УК-3, УК-4, УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-4, ПК-14. В
результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
понятийно-категориальный аппарат;
закономерности формирования и этапы развития ГЦДС;
основные показатели, характеризующие функционирование ГЦДС;
основные тенденции развития ГЦДС современного мирового хозяйства;
факторы, влияющие на возможности участия национальных компаний в ГЦДС;
особенности состояния и динамики отраслевой структуры экономики на
современном этапе;
меры экономической политики, способствующие продвижению страны вверх по
ГЦДС.
уметь:
осуществлять поиск, сбор и обработку социально-экономической информации для
подготовки профессиональных решений;
идентифицировать уровень и состояние развития национальных и региональных
экономических систем;
давать комплексную оценку экономических явлений и процессов;
анализировать социально-экономические процессы и явления, влияющие на место
страны в ГЦДС;
формулировать предложения по совершенствованию участия страны в ГЦДС.
владеть:
терминологией в данной области знаний;
знанием источников информации о функционировании ГЦДС;
навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на
иностранном языке по проблемам формирования и функционирования ГЦДС;
навыками проведения анализа существующих условий для участия страны в
ГЦДС;
навыками ведения дискуссии и полемики по вопросам функционирования
ГЦДС;
знанием источников информации об участии компаний стран в ГЦДС.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Семестры: 4 семестр.
6. Основные разделы / темы дисциплины:
ГЦДС и их взаимосвязь с международной торговлей и международным разделением
труда.
Особенности создания добавленной стоимости в условиях глобальной экономики.
ПИИ и роль международного бизнеса в формировании глобальных цепочек добавленной
стоимости.
Экономические аспекты управления ГЦДС и детерминанты локализации отдельных
звеньев.
Влияние глобальных цепочек добавленной стоимости на развитие принимающих
экономик.
Вопросы экономической политики страны по участию национальных компаний в
ГЦДС.
Тенденции в развитии инвестиционной и торговой политики государств на
современном этапе.
Развитие многосторонних торговых переговоров в контексте обсуждения
проблематики ГЦДС.
Особенности развития ГЦДС в отдельных странах и регионах на современном этапе.
Автор(ы): к.э.н., профессор Рогатных Е.Б. |
|
Современные методы проведения экономического анализа с использованием внешнеторговой статистики | 1. Цель дисциплины: получение целостного представления об экономическом анализе
как важнейшей функции управления организациями, осмысливание и понимание
основных методов экономического анализа и их применения на разных стадиях
процесса разработки и принятия управленческих решений, получение практических
навыков по анализу и оценке различных направлений производственно-
хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности с использованием
современных методов статистики, в том числе внешнеторговой.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Современные методы проведения
экономического анализа с использованием внешнеторговой статистики» входит в
дисциплины по выбору вариативной части программы аспирантуры.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций:
УК-1; ОПК-1; ПК-1; ПК-7, ПК-8; ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
5. Семестры: 2.
6. Основные разделы дисциплины – деление на разделы отсутствует, состоит из 5
тем.
Автор: к.п.н., доцент кафедры мировой и национальной экономики Ахмадулина Т.В. |
|
Мировая экономика | «Мировая экономика и международные экономические отношения»
1- Цель дисциплины: углубленное изучение современных проблем мирового
хозяйства, изучить закономерности глобализации, интернационализации и
транснационализации международных экономических отношений, механизмы их
регулирования на национальном, региональном и глобальном уровне, а также теории
и методологии в тих областях.
Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к базовой части
экономического цикла.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций: УК-1; УК-6; ОПК-1; ПК-1;
ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-8; ПК-10
Общая трудоемкость дисциплины составляет - 72 часа.
Основные разделы дисциплины - состоит из 3 разделов и 14 тем.
Автор: д.э.н., профессор Супян В.Б. |
|
Экономическая и внешнеторговая политика РФ: направления, инструменты и возможности их реализации | Аннотация рабочей программы дисциплины
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
НАПРАВЛЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ»
1. Целью освоения дисциплины является изучение текущей экономической политики
страны, комплексная характеристика общих подходов и важнейших инструментов,
используемых в экономической политике в различных областях в соответствии с
теоретическими представлениями сторонников определённых концепций.
2. Место дисциплины в структуре обучения аспирантов.
Дисциплина относится к специальным дисциплинам отрасли науки и научной
специальности.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
УК-1, УК-2, УК-6, ОПК-3, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-7 – ПК-13.
В результате изучения дисциплины аспирант должен
Знать:
· основные направления экономической политики в рыночной экономике;
· теоретическое обоснование основных направлений экономической политики в
различных концепциях;
· главные области экономической политики в настоящее время
· традиционные характеристики экономической политики в рамках ведущих
политических сил
· базовый инструментарий экономической политики в важнейших областях
· особенности экономической политики в современной России
Уметь:
· системно интерпретировать характер экономической политики в стране;
· выделять ведущие силы, определяющие экономическую политику;
· представлять вероятные последствия принятой экономической политики;
· готовить обзоры и заключения по экономическому развитию России и других стран.
Владеть:
· техникой подготовки обзоров и заключений по экономической политике страны;
· навыками использования современных технических средств в своей работе;
· инструментарием анализа экономической политики.
4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы 72 (часа).
5. Семестры: 4
6. Основные разделы дисциплины
1. Роль экономической политики в экономическом и социальном развитии страны.
2. Антикризисная (антициклическая) политика
3. Антиинфляционная политика
4. Бюджетная политика
5. Денежно - кредитная политика
6. Социальная политика
7. Региональная и интеграционная политика
8. Внешнеторговая и валютная политика
9. Экологическая политика
10. Политика экономического роста |
|
Педагогика высшей школы | Цели дисциплины - формирование у аспирантов педагогических и психологических
компетенций, обеспечивающих эффективное решение научных, профессиональных,
личностных проблем педагогической деятельности в вузах.
К основным задачам дисциплины относятся следующие:
сформировать представление о современной системе высшего образования в России и
за рубежом, основных тенденциях развития, важнейших образовательных парадигмах;
изучить педагогические и психологические основы обучения и воспитания высшей
школы;
овладеть современными технологиями, методами и средствами, используемыми в
процессе обучения, в том числе методами организации самостоятельной учебной и
научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе;
подготовить аспиранта к решению коммуникативных проблем, возникающих в процессе
обучения;
сформировать навыки, составляющие основу речевого мастерства преподавателя
высшей школы;
подготовить аспирантов к процессу организации и управления самообразованием и
научно-исследовательской деятельностью студентов.
Место дисциплины в структуре подготовки аспирантов
Дисциплина «Педагогика высшей школы» является обязательной в программе
подготовки аспирантов по всем научным специальностям, принятым в Российской
Федерации.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих
компетенций: УК-1, УК-2, УК-3, УК-5, УК-6, ОПК-3, ПК-15.
Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны: знать:
базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики и
психологии высшей школы;
основные направления, закономерности и принципы развития
системы высшего образования;
специфику педагогической деятельности в высшей школе и
психологические основы педагогического мастерства преподавателя;
индивидуальные особенности студентов, психолого-педагогические особенности
взаимодействия преподавателей и студентов
основы педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов;
принципы отбора и конструирования содержания высшего
образования;
основные формы, технологии, методы и средства организации и осуществления
процессов обучения и воспитания, в том числе методы организации самостоятельной
работы студентов;
уметь:
конструировать содержание обучения, отбирать главное, реализовывать
интеграционный подход в обучении;
использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики,
технологии обучения и воспитания студентов;
проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных
занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-
исследовательской деятельности студентов;
организовывать образовательный процесс с использованием
педагогических инноваций и учетом личностных, тендерных, национальных
особенностей студентов;
разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у
студентов умениями;
устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми
участниками образовательного процесса;
совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных
дисциплин;
владеть:
способами, методами обучения и воспитания студентов;
педагогическими, психологическими способами организации учебного процесса и
управления студенческой группой;
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетные единиц (72 часа)
Семестры: 2 семестр
Основные разделы дисциплины:
Современная система высшего образования в России и за рубежом.
Дидактика высшей школы.
Психология высшей школы
Автор: Распопов Владимир Михайлович, Профессор, доктор педагогических наук,
профессор кафедры менеджмента и маркетинга |
|
Мировые рынки: современные тенденции развития и позиции на них России | ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ дисциплины
Цель дисциплины «Мировые и товарные рынки: современные тенденции развития и
позиции на них России» для аспирантов ВАВТ заключается в формировании у
слушателей углубленного представления об основных чертах функционирования
мировых рынков в товарном и географическом разрезе (их динамике и проблемах
развития, ключевых количественных и качественных характеристиках, основных
участниках) и места России на них, а также приобретение навыков
профессионального изучения товарных рынков.
В главные задачи дисциплины входят:
■ освоение основных информационных источников по мировым рынкам и принципов
работы с ними,
■ изучение специфики региональных рынков (экономические, социально-культурные,
природные, исторические факторы),
■ изучение особенностей функционирования ключевых товарных рынков (историческая
динамика, география предложения и спроса, ценообразование, важнейшие
товаропотоки и др.),
изучение места России на мировых рынках в товарном и географическом разрезах |
|
Иностранный язык (английский) | Программа дисциплины «Иностранный язык» (английский) подготовлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования по подготовке научно-педагогических кадров в
аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 38.06.01
«Экономика».
Целью дисциплины «Иностранный язык» (английский) является совершенствование
аспирантами ВАВТ иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для
осуществления научной и профессиональной деятельности и позволяющей им
использовать английский язык в научной работе.
Место дисциплины - настоящая дисциплина относится к базовой части программы
подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, который является
обязательным для освоения обучающимися и направлен на подготовку к сдаче
кандидатских экзаменов.
В результате освоения данной дисциплины обучающийся должен:
Знать:
• межкультурные особенности ведения научной деятельности;
• правила коммуникативного поведения в ситуациях межкультурного научного
общения;
• требования к оформлению научных трудов, принятые в международной практике.
Уметь:
• осуществлять устную коммуникацию в монологической и диалогической форме в
ситуациях межкультурного научного общения;
• писать тезисы, рефераты;
• читать оригинальную литературу на иностранном языке в профессиональной
отрасли; знаний;
• оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода,
реферата, аннотации;
• извлекать информацию из текстов, прослушиваемых в ситуациях межкультурного
научного общения и профессионального (доклад, лекция, интервью, дебаты, и др.);
• использовать этикетные формы научно-профессионального общения;
• производить различные логические операции (анализ, синтез, установление
причинно-следственных связей, аргументирование, обобщение и вывод,
комментирование);
• понимать и оценивать чужую точку зрения, стремиться к сотрудничеству,
достижению согласия, выработке общей позиции в условиях различия взглядов и
убеждений.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование следующих компетенций, закрепленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте ВО: УК-3, УК-4, УК-5, УК-6.
Общая трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы (108 часов).
Семестры: 1 семестр
Автор: зав. кафедрой англ. яз. МБ к.п.н. доцент СВ. Аверьянова. |
|
Теория международной торговли | 1. ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель освоения дисциплины состоит в формировании обучающихся компетенций,
необходимых для углубления знаний в обосновании фундаментальных концепций
современного развития международной торговли и их практического применения.
Задачами дисциплины являются получение системных знаний, позволяющих:
- уметь самостоятельно проводить фундаментальные научные исследования в области
международной торговли;
- применять и совершенствовать в научных исследованиях модели экономического
анализа, которые являются важным дополнением к логическим рассуждениям;
- выявлять особенности и последствия международного движения товаров, услуг и
факторов производства для национальных экономик;
- уметь разрабатывать учебный курс, преподавать дисциплины
внешнеэкономического профиля и проводить научно-исследовательскую работу со
студентами.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В ООП АСПИРАНТУРЫ
Дисциплина «Теории международной торговли» относится к специальным дисциплинам
отрасли науки и научной специальности по направлению подготовки кадров высшей
квалификации 38.06.01 «Экономика».
3. КОМПЕТЕНЦИИ,
ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Аспирант должен обладать следующими универсальными компетенциями (УК):
- способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений,
генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в
том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
- готовностью участвовать в работе российских и международных исследовательских
коллективов по решению научных и научно-образовательных задач (УК-3);
- готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации
на государственном и иностранном языках (УК-4);
- способностью планировать и решать задачи собственного профессионального и
личностного развития (УК-6).
Общепрофессиональными компетенциями:
- способностью самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую
деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием
современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
(ОПК-1);
- готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам
высшего образования (ОПК-3).
Профессиональными компетенциями:
- способность выявлять и обосновывать путем анализа мировой и национальной
экономики, международной торговли, данных статистики перспективные для страны
направления экспортной специализации и импортозамещения (ПК-1);
- способность осуществлять приоритезацию отраслевых и географических
(страновых) направлений внешнеэкономического сотрудничества с учетом
совокупности факторов развития мировой и национальной экономики, международной
торговли (ПК-5);
- способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для
расчета внешнеэкономических показателей, используемых при оценке положения
страны в мирохозяйственных связях (ПК-9);
- способность анализировать статистические данные о состоянии и динамике
внешней и международной торговли, используя базы данных международных
экономических организаций (ПК-10);
- способность совершенствовать исследовательский аппарат и методологию анализа
процессов в мировой экономике и международной торговле с использованием
статистической, конъюнктурной, торгово-политической и иной информации в
исследовательских целях (ПК-13);
- способность, на основе описания экономических процессов и внешнеэкономических
связей, строить стандартные теоретические и эконометрические модели,
анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-14). |
|
История и философия науки | Целью дисциплины является усвоение аспирантами знаний об основных этапах и
закономерностях развития науки, о взаимосвязи различных наук между собой и их
связи с общей эволюцией культуры, изучение основных подходов к трактовке
научной методологии, феноменам знания и веры, объяснения и понимания, что
должно способствовать формированию общенаучного и гуманистического
мировоззрения с позитивной системой ценностной ориентации, формированию общей
культуры мышления и способности критического анализа научных и философских
теорий.
Место дисциплины – настоящая дисциплина относится к базовой части программ
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки
кадров высшей квалификации.
Требования к уровню освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины направлен
на формирование следующих компетенций, закрепленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте ВПО: УК–1, УК-2, УК-3, УК-4, УК-5,
УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-12.
В результате изучения дисциплины аспиранты должны:
знать:
- важнейшие подходы к пониманию природы науки;
- основные этапы развития науки и их характеристики;
- основные направления и школы в философии науки;
- основы методологии философского и научного познания;
уметь:
- ориентироваться в основных проблемах философии науки;
- давать оценку различным школам и течениям в философии науки;
- различать научное, вненаучное и псевдонаучное знание;
- использовать общенаучные методы для анализа специальных проблем;
- применять философские знания и навыки конструктивного решения актуальных
проблем в процессе образования, в научной деятельности, в сфере
профессионального функционирования, в межличностных отношениях;
- дискутировать по отдельным проблемам философии науки;
владеть:
- основным понятийным аппаратом философии науки и научной методологией;
- методами приобретения, усвоения знаний, расширения сферы познавательной
деятельности; способами практической реализации знаний;
- навыками использования идей философии науки в процессе научного исследования
и коммуникативной деятельности;
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часа).
Семестры: 1 семестр.
Основные разделы дисциплины (3 раздела): 1. Введение; 2. Общие проблемы
философии науки; 3. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
Разработчик программы: д.ф.н., профессор кафедры гуманитарных и социальных
наук Гриненко Галина Валентиновна. |
|
Мировые рынки: современные тенденции развития | Цель дисциплины:
Формирование углубленного представления об основных чертах функционирования
мировых рынков в товарном и географическом разрезе (их динамике и проблемах
развития, ключевых количественных и качественных характеристиках, основных
участниках) и места России на них, а также приобретение навыков
профессионального изучения товарных рынков.
Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к вариативной части
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
УК-1 -УК-6, ОПК-1 - ОПК-3, ПК-2, ПК-4, ПК-9, ПК-11.
В результате изучения дисциплины слушатель должен: знать: основные
характеристики важнейших региональных и товарных рынков, их специфические черты
и механизмы функционирования, взаимосвязи с другими рынками, сегментацию,
ретроспективную динамику и перспективы развития, ключевые страны-участницы, их
место и роль на рынке, специфику занимаемого положения, позиции России на
основных рынках
уметь: выявлять причинно-следственные связи важнейших событий на рынках, места
и роли отдельных стран на них;
владеть: базовыми навыками поиска статистической и иной информации по рынкам,
сопоставления и критического анализа данных различных источников, интерпретации
полученных результатов.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Семестры: 3
Основные разделы дисциплины:
Источники информации по международной торговле и товарным рынкам, особенности
профессиональной работы с ними.
Основные региональные рынки, их специфика, состояние и перспективы участия
России: СНГ, Ближний Восток, Африка.
Основные региональные рынки, их специфика, состояние и перспективы участия
России: Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия.
Основные региональные рынки, их специфика, состояние и перспективы участия
России: Европа, Северная Америка, Латинская Америка.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой энергетический рынок.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок металлов.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок химических товаров.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок продовольствия.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок машинно-технической продукции.
Автор:
Хохлов А.В., старший преподаватель кафедры Международной торговли и внешней
торговли РФ, к.г.н. |
|
|
|