|
Аспирантура / 38.06.01 Экономика / Мировая экономика / очная / 2016
Мировая экономика: теоретические аспекты и особенности текущего этапа | АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕГО ЭТАПА»
1. Цель дисциплины: углубленное изучение современных проблем мирового
хозяйства, изучить закономерности глобализации, интернационализации и
транснационализации международных экономических отношений, механизмы их
регулирования на национальном, региональном и глобальном уровне, а также
теории и методологии в тих областях.
2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к специальным
дисциплинам отрасли науки и научной специальности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций: УК-1; УК-6; ОПК-1; ПК-1;
ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-10, ПК-11
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет – 3 зачетные единицы (108 часов).
5. Семестры: 1
6. Основные разделы дисциплины – состоит из 3 разделов и 14 тем.
Раздел 1. Формирование и особенности развития современной мировой экономики
1. Трансформация мирового хозяйства в ХХI в.
2. Типы и модели рыночного хозяйства в современной мировой экономике
3. Теоретические подходы к анализу функционирования современного мирового
хозяйства
4. Эволюция роли государства в мировой экономике
5. Глобализация мировой экономики и ее проявления
Раздел 2. Эволюция ресурсного потенциала мировой экономики
6. Значение научно-технического потенциала мирового хозяйства
7. Особенности формирования человеческого потенциала мирового хозяйства
8. Значение отдельных элементов природно-ресурсного потенциала мирового
хозяйства
9. Финансовые ресурсы мировой экономики
Раздел 3. Страны и регионы мировой экономики, международные многосторонние
организации
10. Изменения позиций основных центров силы в мировой экономике
11. Новые центры силы в мире: позиции развивающихся стран в системе мирового
хозяйства
12. Перспективы и место стран с переходной экономикой в системе мирового
хозяйства
13. Глобальные проблемы современного развития
14. Международное многостороннее экономическое сотрудничество
Автор: профессор Супян В.Б., профессор кафедры Мировой и национальной
экономики, д.э.н. |
|
Мировые рынки: современные тенденции развития | Цель дисциплины:
Формирование углубленного представления об основных чертах функционирования
мировых рынков в товарном и географическом разрезе (их динамике и проблемах
развития, ключевых количественных и качественных характеристиках, основных
участниках) и места России на них, а также приобретение навыков
профессионального изучения товарных рынков.
Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к вариативной части
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
УК-1 -УК-6, ОПК-1 - ОПК-3, ПК-2, ПК-4, ПК-9, ПК-11.
В результате изучения дисциплины слушатель должен: знать: основные
характеристики важнейших региональных и товарных рынков, их специфические черты
и механизмы функционирования, взаимосвязи с другими рынками, сегментацию,
ретроспективную динамику и перспективы развития, ключевые страны-участницы, их
место и роль на рынке, специфику занимаемого положения, позиции России на
основных рынках
уметь: выявлять причинно-следственные связи важнейших событий на рынках, места
и роли отдельных стран на них;
владеть: базовыми навыками поиска статистической и иной информации по рынкам,
сопоставления и критического анализа данных различных источников, интерпретации
полученных результатов.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
Семестры: 3
Основные разделы дисциплины:
Источники информации по международной торговле и товарным рынкам, особенности
профессиональной работы с ними.
Основные региональные рынки, их специфика, состояние и перспективы участия
России: СНГ, Ближний Восток, Африка.
Основные региональные рынки, их специфика, состояние и перспективы участия
России: Восточная Азия, Юго-Восточная Азия, Южная Азия.
Основные региональные рынки, их специфика, состояние и перспективы участия
России: Европа, Северная Америка, Латинская Америка.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой энергетический рынок.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок металлов.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок химических товаров.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок продовольствия.
Ключевые товарные рынки, их специфика, динамика и проблемы развития, состояние
и перспективы участия России: мировой рынок машинно-технической продукции.
Автор:
Хохлов А.В., старший преподаватель кафедры Международной торговли и внешней
торговли РФ, к.г.н. |
|
Современные методы проведения экономического анализа с использованием внешнеторговой статистики | 1. Цель дисциплины: получение целостного представления об экономическом анализе
как важнейшей функции управления организациями, осмысливание и понимание
основных методов экономического анализа и их применения на разных стадиях
процесса разработки и принятия управленческих решений, получение практических
навыков по анализу и оценке различных направлений производственно-
хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности с использованием
современных методов статистики, в том числе внешнеторговой.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Современные методы проведения
экономического анализа с использованием внешнеторговой статистики» входит в
дисциплины по выбору вариативной части программы аспирантуры.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций:
УК-1; ОПК-1; ПК-1; ПК-7, ПК-8; ПК-9, ПК-11, ПК-12, ПК-13.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
5. Семестры: 2.
6. Основные разделы дисциплины – деление на разделы отсутствует, состоит из 5
тем.
Автор: к.п.н., доцент кафедры мировой и национальной экономики Ахмадулина Т.В. |
|
Экономическая и внешнеторговая политика РФ: направления, инструменты и возможности их реализации | Аннотация рабочей программы дисциплины
«ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
НАПРАВЛЕНИЯ, ИНСТРУМЕНТЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ РЕАЛИЗАЦИИ»
1. Целью освоения дисциплины является изучение текущей экономической политики
страны, комплексная характеристика общих подходов и важнейших инструментов,
используемых в экономической политике в различных областях в соответствии с
теоретическими представлениями сторонников определённых концепций.
2. Место дисциплины в структуре обучения аспирантов.
Дисциплина относится к специальным дисциплинам отрасли науки и научной
специальности.
Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
УК-1, УК-2, УК-6, ОПК-3, ПК-1, ПК-4, ПК-5, ПК-7 – ПК-13.
В результате изучения дисциплины аспирант должен
Знать:
· основные направления экономической политики в рыночной экономике;
· теоретическое обоснование основных направлений экономической политики в
различных концепциях;
· главные области экономической политики в настоящее время
· традиционные характеристики экономической политики в рамках ведущих
политических сил
· базовый инструментарий экономической политики в важнейших областях
· особенности экономической политики в современной России
Уметь:
· системно интерпретировать характер экономической политики в стране;
· выделять ведущие силы, определяющие экономическую политику;
· представлять вероятные последствия принятой экономической политики;
· готовить обзоры и заключения по экономическому развитию России и других стран.
Владеть:
· техникой подготовки обзоров и заключений по экономической политике страны;
· навыками использования современных технических средств в своей работе;
· инструментарием анализа экономической политики.
4. Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы 72 (часа).
5. Семестры: 4
6. Основные разделы дисциплины
1. Роль экономической политики в экономическом и социальном развитии страны.
2. Антикризисная (антициклическая) политика
3. Антиинфляционная политика
4. Бюджетная политика
5. Денежно - кредитная политика
6. Социальная политика
7. Региональная и интеграционная политика
8. Внешнеторговая и валютная политика
9. Экологическая политика
10. Политика экономического роста |
|
История и философия науки | АННОТАЦИЯ
рабочей программы по дисциплине
«История и философия науки»
Целью дисциплины является усвоение аспирантами знаний об основных этапах и
закономерностях развития науки, о взаимосвязи различных наук между собой и их
связи с обшей эволюцией культуры, изучение основных подходов к трактовке
научной методологии, феноменам знания и веры, объяснения и понимания, что
должно способствовать формированию общенаучного и гуманистического
мировоззрения с позитивной системой ценностной ориентации, формированию общей
культуры мышления и способности критического анализа научных и философских
теорий.
Место дисциплины – настоящая дисциплина относится к базовой части программ
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки
кадров высшей квалификации.
Требования к уровню освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины направлен
на формирование следующих компетенций, закрепленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте ВО: УК–1, УК-2, УК-3, УК-4, УК-5,
УК-6, ОПК-1, ОПК-2, ОПК-3, ПК-12.
В результате изучения дисциплины аспиранты должны:
знать:
- важнейшие подходы к пониманию природы науки;
- основные этапы развития науки и их характеристики;
- основные направления и школы в философии науки;
- основы методологии философского и научного познания;
уметь:
- ориентироваться в основных проблемах философии науки;
- давать оценку различным школам и течениям в философии науки;
- различать научное, вненаучное и псевдонаучное знание;
- использовать общенаучные методы для анализа специальных проблем;
- применять философские знания и навыки конструктивного решения актуальных
проблем в процессе образования, в научной деятельности, в сфере
профессионального функционирования, в межличностных отношениях;
- дискутировать по отдельным проблемам философии науки;
владеть:
- основным понятийным аппаратом философии науки и научной методологией;
- методами приобретения, усвоения знаний, расширения сферы познавательной
деятельности; способами практической реализации знаний;
- навыками использования идей философии науки в процессе научного исследования
и коммуникативной деятельности;
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часа).
Семестры: 1 семестр.
Основные разделы дисциплины (3 раздела): 1. Введение; 2. Общие проблемы
философии науки; 3. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
Разработчик программы: д.ф.н., профессор кафедры гуманитарных и социальных
наук Гриненко Галина Валентиновна. |
|
Мировые рынки: современные тенденции развития и позиции на них России | ЦЕЛЬ ОСВОЕНИЯ дисциплины
Цель дисциплины «Мировые и товарные рынки: современные тенденции развития и
позиции на них России» для аспирантов ВАВТ заключается в формировании у
слушателей углубленного представления об основных чертах функционирования
мировых рынков в товарном и географическом разрезе (их динамике и проблемах
развития, ключевых количественных и качественных характеристиках, основных
участниках) и места России на них, а также приобретение навыков
профессионального изучения товарных рынков.
В главные задачи дисциплины входят:
■ освоение основных информационных источников по мировым рынкам и принципов
работы с ними,
■ изучение специфики региональных рынков (экономические, социально-культурные,
природные, исторические факторы),
■ изучение особенностей функционирования ключевых товарных рынков (историческая
динамика, география предложения и спроса, ценообразование, важнейшие
товаропотоки и др.),
изучение места России на мировых рынках в товарном и географическом разрезах |
|
Научная работа: исследование, методология, текст (факультатив) | Целью дисциплины является получение знаний и приобретение умений, формирование
необхо¬димых компетенций аспирантов для написания научных работ, а также
дальнейшего их исполь¬зования в практике организации научно-исследовательской
работы студентов по профилю под¬готовки в образовательных организациях. Задачи
дисциплины:
•получение системного представления о методологии подготовки научного
исследования, научного текста;
•получение практических навыков планирования и организации научных исследований.
Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры Данная дисциплина относится к
факультативным дисциплинам.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих
компетенций: ПК-2.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
основы научных исследований; правила цитирования; уметь:
структурировать научный текст на основе принципов системности, логичности,
последователь¬ности, научности; владеть:
навыками реферирования и аннотирования научных текстов.
Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа)
Семестр: 6
Основные разделы дисциплины:
Раздел 1. Методология написания выпускной/диссертационной работы Раздел 2.
Планирование и организация научных исследований Раздел 3. Правила цитирования,
оформления библиографии Раздел 4. Реферирование и аннотирование научных текстов
Автор: Зинцова Марина Владимировна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента и
маркетинга |
|
Иностранный язык (английский) | Программа дисциплины «Иностранный язык» (английский) подготовлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта высшего образования по подготовке научно-педагогических кадров в
аспирантуре по направлению подготовки кадров высшей квалификации 38.06.01
«Экономика». Целью дисциплины «Иностранный язык (английский)» является
совершенствование аспирантами ВАВТ иноязычной коммуникативной компетенции,
необходимой для осуществления научной и профессиональной деятельности и
позволяющей им использовать английский язык в научной работе.
Место дисциплины - настоящая дисциплина относится к базовой части программы
подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, которая является
обязательной для освоения обучающимися и направлена на подготовку к сдаче
кандидатского экзамена. В результате освоения данной дисциплины обучающийся
должен: Знать:
межкультурные особенности ведения научной деятельности;
правила коммуникативного поведения в ситуациях межкультурного научного общения;
требования к оформлению научных трудов, принятые в международной практике.
Уметь:
осуществлять устную коммуникацию в монологической и диалогической форме в
ситуациях межкультурного научного общения;
писать тезисы, рефераты;
читать оригинальную литературу на иностранном языке в профессиональной отрасли;
знаний;
извлекать информацию из текстов, прослушиваемых в ситуациях межкультурного
научного общения и профессионального (доклад, лекция, интервью, дебаты, и др.);
оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода,
реферата, аннотации;
понимать и оценивать чужую точку зрения, стремиться к сотрудничеству,
достижению согласия, выработке общей позиции в условиях различия взглядов и
убеждений.
Владеть:
этикетными формами научно-профессионального общения;
навыками анализа научных текстов на государственном и иностранном языках
навыками критической оценки эффективности различных методов и технологий
научной коммуникации на государственном и иностранном языках; различными
методами, технологиями и типами коммуникаций при осуществлении профессиональной
деятельности на государственном и иностранном языках;
современными информационно-коммуникационными технологиями.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование следующих компетенций, закрепленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте ВО: УК-3, УК-4, УК-5, УК-6. Общая
трудоемкость дисциплины - 3 зачетные единицы (108 часов). Семестры - 1 семестр
Автор: зав. кафедрой англ. яз. МБ к.п.н. доцент СВ. Аверьянова |
|
|
|