|
Аспирантура / 38.06.01 Экономика / Мировая экономика / заочная / 2018
История и философия науки | Целью дисциплины является усвоение аспирантами знаний об основных этапах и
закономерностях развития науки, о взаимосвязи различных наук между собой и их
связи с общей эволюцией культуры, изучение основных подходов к трактовке
научной методологии, феноменам знания и веры, объяснения и понимания, что
должно способствовать формированию общенаучного и гуманистического
мировоззрения с позитивной системой ценностной ориентации, формированию общей
культуры мышления и способности критического анализа научных и философских
теорий.
Место дисциплины - настоящая дисциплина относится к базовой части программ
подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки
кадров высшей квалификации.
Требования к уровню освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины направлен
на формирование следующих компетенций, закрепленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте ВПО: УК-1, УК-2, УК-3, УК-4, УК-5,
УК-6, ОПК-1, ПК-1.
В результате изучения дисциплины аспиранты должны: знать:
- важнейшие подходы к пониманию природы науки;
- основные этапы развития науки и их характеристики;
- основные направления и школы в философии науки;
- основы методологии философского и научного познания; уметь:
- ориентироваться в основных проблемах философии науки;
- давать оценку различным школам и течениям в философии науки;
- различать научное, вненаучное и псевдонаучное знание;
- использовать общенаучные методы для анализа специальных проблем;
- применять философские знания и навыки конструктивного решения актуальных
проблем в процессе образования, в научной деятельности, в сфере
профессионального функционирования, в межличностных отношениях;
- дискутировать по отдельным проблемам философии науки; владеть:
- основным понятийным аппаратом философии науки и научной методологией;
- методами приобретения, усвоения знаний, расширения сферы познавательной
деятельности; способами практической реализации знаний;
- навыками использования идей философии науки в процессе научного исследования
и коммуникативной деятельности;
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Семестры: 1 семестр.
Основные разделы дисциплины (3 раздела): 1. Введение; 2. Общие проблемы
философии науки; 3. Философские проблемы социально-гуманитарных наук.
Разработчик программы: д.ф.н., профессор кафедры гуманитарных и социальных наук
Гриненко Галина Валентиновна. |
|
Мировые рынки: современные тенденции развития и позиции на них России | 1. Цель дисциплины
Цель дисциплины заключается в формировании у слушателей углубленного
представления об общих и специфических чертах функционирования мировых рынков
отдельных групп товаров и о фундаментальных факторах, определяющих развитие
товарных рынков. Важным аспектом изучения дисциплины являются способы анализа
качественных и количественных рыночных показателей, определение специфики
формирования цен на рынках отдельных товаров, а также привитие слушателям
профессиональных навыков анализа товарных рынков и их прогнозирования.
2. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры:
Дисциплина «Мировые рынки: современные тенденции развития и позиции на них
России» относится к профессиональному циклу дисциплин аспирантуры по
направлению «Экономика», направленность программ: «Мировая экономика»/
Экономика и управление народным хозяйством».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
УК-1, ОПК-1, ПК-1, ПК-3, ПК-6 (для направления «Экономика и управление народным
хозяйством»), ПК-8 (для направления «Мировая экономика»). В результате изучения
дисциплины слушатель должен:
Знать: Системные подходы к анализу тенденций и перспектив развития мировых
товарных рынков в условиях меняющейся общехозяйственной и товарной конъюнктуры.
Ключевые тренды и новые явления в международной торговле в период глобализации
и цифровой трансформации. Специфику развития отдельных товарных рынков и групп
товаров. Происходящие процессы и направления деятельности России на глобальных
мировых рынках, специфику формирования цен на отдельные группы товаров.
Уметь: Использовать основы полученных знаний для выявления факторов и анализа
показателей, формирующих динамику развития мировых рынков и цен в разрезе
отдельных групп товаров. Оценивать динамику конъюнктурообразующих факторов, и
их влияние на состояние отдельных товарных рынков, применять актуальные
экономические модели для системного анализа рынков с точки зрения интересов
России. Анализировать современную товарную структуру мировой торговли, выделять
ключевые количественные и качественные характеристики важнейших товарных
рынков, их специфические черты и механизмы функционирования, определять
взаимосвязи с другими рынками, ретроспективную динамику и перспективы развития
основных товарных рынков.
Владеть: Навыками анализа различных факторов, влияющих на формирование мировых
рынков в условиях их глобализации и цифровизации, базовыми навыками поиска
аналитической, статистической и иной информации по рынкам, сопоставления и
критического анализа рыночных показателей, данных различных источников,
интерпретации полученных результатов.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет: 2 зачетную единицу (72 часа).
5. Семестры: 3.
6. Основные разделы дисциплины:
- Понятие и способы комплексного исследования мировых товарных рынков.
Источники информации о рынках, их классификация, способы профессиональной
работы с ними
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки сельскохозяйственного и продовольственного
сырья
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки топливно-энергетических товаров
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки машинотехнической продукции и технологий
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки металлов
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки лесопромышленных товаров и мебели
- Закономерности формирования и развития, специфика изучения мировых рынков,
перспективы участия России: рынки биотоплива
Автор: Кривокоченко Лариса Викторовна, профессор кафедры технологии
внешнеторговых сделок, к.э.н., доцент |
|
Новые явления и процессы развития региональной экономической интеграции | 1. Цель дисциплины: сформировать у аспирантов знания и компетенции в области
современной теории и практики региональной экономической интеграции.
В ходе изучения дисциплины перед слушателями ставятся следующие задачи:
- уяснить сущность и причины усиления процессов региональной экономической
интеграции на современном этапе,
- изучить влияние региональной экономической интеграции на мировую экономику,
внешнюю торговлю, торговую политику и национальные хозяйства стран-участниц
интеграционных объединений,
- разобраться в формах современной международной экономической интеграции,
провести их сравнительный анализ, определить особенности региональных
интеграционных объединений и торговых соглашений в отдельных регионах мира
- уяснить основные этапы и уроки европейской экономической интеграции,
- ознакомиться с практикой и проектами интеграционного строительства на
постсоветском пространстве,
- рассмотреть этапы создания и особенности функционирования ЕАЭС, уяснить место
и задачи России в региональных интеграционных объединениях
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина «Новые явления и процессы в развитии региональной экономической
интеграции» является дисциплиной по выбору и относится к вариативной части
программы аспирантуры.
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций:
Перечень сформированных компетенций в процессе освоения
дисциплины
Код и формулировка компетенции Этапы формирования компетенции
ГЖ-1 -способность обосновывать актуальность, Знать Современные особенности
региональных интеграционных
теоретическую и практическую значимость новых экономических исследований,
адаптировать результаты этих исследований для решения экономических проблем,
возникающих в государственной политике и деятельности различных организаций;
договоренностей, формы интеграционных объединений
Уметь Анализировать ключевые положения региональных торговых соглашений
и определять влияние таких договоренностей на торгово- экономическое
сотрудничество и торговую политику стран-членов
Владеть Способностью определять пути развития интеграционных процессов
и методы повышения эффективности участия России и ЕАЭС в региональных торговых
соглашениях.
ПК-2 - способность к руководству научно- исследовательской работой студентов по
профилю подготовкив образовательных организациях; Знать Основные тенденции и
новые явления в развитии экономической интеграции в мире
Уметь Формулировать и обосновывать актуальность и ключевые задачи
исследования интеграционных процессов
Владеть Навыками исследования процессов и изменений в развитии
региональной экономической интеграции
ПК-3 - способность обобщать результаты современных экономических, теоретических
и эмпирических исследований и адаптировать их для преподавания экономических
дисциплин в высших учебных заведениях. Знать Характерные черты современного
регионализма
Уметь Обобщать, анализировать и систематизировать материал по проблемам
региональной экономической интеграции для использования на аудиторных занятиях
со студентами
Владеть различными методами для квалифицированного проведения занятий в
области региональной экономической интеграции
ПК-8 - способность к исследованию современных проблем мировой экономики,
закономерностей Знать основные источники получения информации о региональных
интеграционных объединениях и региональных торговых соглашениях
интернационализации и глобализации экономических отношений, механизмов их
регулирования на национальном, региональном и глобальном уровнях; Уметь
Анализировать влияние интеграционных процессов на развитие мировой экономики,
международной торговли
Владеть Навыками исследования интеграционных процессов
ПК-9 - способность развивать научные представления о производственных,
торговых, валютно-финансовых, социальных, научно- технических, экологических и
других аспектах мирохозяйственных процессов и субъектах этих процессов -
транснациональных корпорациях,
государственных структурах, международных правительственных и
неправительственных организациях, обеспечивающих функционирование мировой
экономики как целостной системы Знать Особенности современных мирохозяйственных
процессов и взаимодействия различных их субъектов, в том числе в рамках
региональных интеграционных объединений
Уметь Оценивать степень и характер влияния интеграционных процессов на
экономическое развитие и внешнеэкономические связи стран- участниц
Владеть Навыками исследования различных видов экономического
взаимодействия государств - в области производства, торговли, научно-
технического сотрудничества и пр., и формулирования выводов и предложений по
совершенствованию их регулирования, выработке общих норм и правил в
региональных интеграционных объединениях, в плюрилатеральных и двусторонних
региональных торговых соглашениях
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц ( 72 часа).
5. Семестр: 2
6. Основные разделы дисциплины:
Характерные черты современного регионализма.
Крупнейшее и наиболее развитое интеграционное объединение в мире - Европейский
Союз. Интеграционные объединения в Америке, Азии, Африке
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. Евразийский
экономический союз.
Авторы: член-корреспондент РАН, д.э.н., проф., заслуженный деятель науки
Спартак А.Н., заведующий кафедрой международной торговли и внешней торговли РФ;
к.э.н., доц. Виноградова И.В., доцент кафедры Международной торговли и внешней
торговли РФ |
|
Педагогика высшей школы | Цели дисциплины - формирование у аспирантов педагогических и
психологических компетенций, обеспечивающих эффективное решение научных,
профессиональных, личностных проблем педагогической деятельности в вузах. К
основным задачам дисциплины относятся следующие:
сформировать представление о современной системе высшего образования в России и
за рубежом, основных тенденциях развития, важнейших образовательных парадигмах;
изучить педагогические и психологические основы обучения и воспитания высшей
школы;
овладеть современными технологиями, методами и средствами, используемыми в
процессе обучения, в том числе методами организации самостоятельной учебной и
научно-исследовательской деятельности студентов в высшей школе;
подготовить аспиранта к решению коммуникативных проблем, возникающих в процессе
обучения;
сформировать навыки, составляющие основу речевого мастерства преподавателя
высшей школы;
подготовить аспирантов к процессу организации и управления самообразованием и
научно-исследовательской деятельностью студентов.
Место дисциплины в структуре подготовки аспирантов
Дисциплина «Педагогика высшей школы» относится к блоку 1 «Дисциплины (модули)»,
базовая часть.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих
компетенций: УК-1, ОПК-3, ПК-4.
Аспиранты, завершившие изучение данной дисциплины, должны:
знать:
базовый понятийный аппарат, методологические основы и методы педагогики и
психологии высшей школы;
основные направления, закономерности и принципы развития
системы высшего образования;
специфику педагогической деятельности в высшей школе и
психологические основы педагогического мастерства преподавателя;
индивидуальные особенности студентов, психолого-педагогические
особенности взаимодействия преподавателей и студентов
основы педагогического руководства деятельностью студенческих коллективов;
принципы отбора и конструирования содержания высшего
образования;
основные формы, технологии, методы и средства организации и осуществления
процессов обучения и воспитания, в том числе методы организации самостоятельной
работы студентов;
уметь:
конструировать содержание обучения, отбирать главное, реализовывать
интеграционный подход в обучении;
использовать, творчески трансформировать и совершенствовать методы, методики,
технологии обучения и воспитания студентов;
проектировать и реализовывать в учебном процессе различные формы учебных
занятий, внеаудиторной самостоятельной работы и научно-
исследовательской деятельности студентов;
организовывать образовательный процесс с использованием
педагогических инноваций и учетом личностных, тендерных, национальных
особенностей студентов;
разрабатывать современное учебно-методическое обеспечение
образовательного процесса, в том числе обеспечение контроля за формируемыми у
студентов умениями;
устанавливать педагогически целесообразные отношения со всеми
участниками образовательного процесса;
совершенствовать речевое мастерство в процессе преподавания учебных дисциплин;
владеть:
способами, методами обучения и воспитания студентов;
педагогическими, психологическими способами организации учебного
процесса и управления студенческой группой;
Общая трудоемкость дисциплины составляет: 3 зачетные единицы (108 часов)
Семестры: 1 семестр
Основные разделы дисциплины:
Современная система высшего образования в России и за рубежом.
Дидактика высшей школы.
Психология высшей школы
Автор: Распопов Владимир Михайлович Профессор, доктор педагогических наук,
профессор кафедры менеджмента и маркетинга |
|
Современная торговая политика и средства ее осуществления | 1. Цель дисциплины заключается в том, чтобы подготовить аспирантов к
самостоятельной научно-исследовательской, преподавательской и профессиональной
деятельности в сфере международной и внешней торговли, внешнеторгового
регулирования применительно к потребностям Российской Федерации и Евразийского
экономического союза, а также к потребностям предприятий различных форм
собственности, занятых внешнеторговой деятельностью.
2. Место дисциплины в структуре ООП:
Дисциплина относится к вариативной части программы подготовки аспирантов
второго года обучения по направлению подготовки «Экономика», направленность
(профиль) – Мировая экономика.
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Освоение дисциплины направлено на формирование у слушателей профессиональных
компетенций: ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-8, ПК-9.
Перечень сформированных компетенций в процессе освоения дисциплины
Код и формулировка компетенции
Этапы формирования компетенции
Знать
Современные особенности развития мировой экономики и международных
экономических отношений, механизмы и инструменты их регулирования
Уметь
выявлять и формулировать актуальные проблемы применения мер торгового
регулирования, критически оценивать результаты исследований в этой области.
ПК-1 –способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую
значимость новых экономических исследований, адаптировать результаты этих
исследований для решения экономических проблем, возникающих в государственной
политике и деятельности различных организаций;
Владеть
Способностью определять пути и методы совершенствования национального
внешнеэкономического регулирования и повышения эффективности участия в
многосторонних, региональных, двусторонних переговорах в интересах страны
Знать
Основные тенденции развития мировой экономики и международной торговли,
особенности внешнеэкономического сотрудничества со странами в зависимости от их
торговой политики
Уметь
Формулировать и обосновывать ключевые положения внешнеторгового регулирования
ПК-2 – способность к руководству научно-исследовательской работой студентов по
профилю подготовки в образовательных организациях;
Владеть
Навыками исследования процессов и изменений в развитии мировой экономики,
международной торговли и торговой политики и их влияния на развитие
национальной экономики
Знать
Механизмы и инструменты торговой политики и особенности их использования в
современных условиях
Уметь
Обобщать, анализировать и систематизировать материал по проблемам
внешнеэкономического регулирования для использования на аудиторных занятиях со
студентами
ПК-3 – способность обобщать результаты современных экономических, теоретических
и эмпирических исследований и адаптировать их для преподавания экономических
дисциплин в высших учебных заведениях.
Владеть
различными методами для квалифицированного проведения занятий в области
международной торговли, многосторонней торговой системы, региональной
экономической интеграциии и торговой политики отдельных стран
Знать
знать основные источники получения информации о регулировании международной
торговли на многостороннем, региональном и национальном уровнях
Уметь
Обосновывать влияние интернационализации и глобализации экономических отношений
на торговую политику
ПК-8 – способность к исследованию современных проблем мировой экономики,
закономерностей интернационализации и глобализации экономических отношений,
механизмов их регулирования на национальном, региональном и глобальном уровнях;
Владеть
Навыками анализа механизмов регулирования торговли на национальном,
региональном и глобальном уровнях
Знать
Особенности современных мирохозяйственных процессов и взаимодействия различных
их субъектов, в том числе деятельности международных экономических организаций
Уметь
Показать влияние различных субъектов внешнеэкономических связей государств на
их торговую политику
ПК-9 – способность развивать научные представления о производственных,
торговых, валютно-финансовых, социальных, научно-технических, экологических и
других аспектах мирохозяйственных процессов и субъектах этих процессов –
транснациональных корпорациях, государственных структурах, международных
правительственных и неправительственных организациях, обеспечивающих
функционирование мировой экономики как целостной системы
Владеть
Навыками исследования различных видов экономического взаимодействия государств
- в области производства, торговли, научно-технического сотрудничества и пр., и
формулирования выводов и предложений по совершенствованию их регулирования,
выработке общих международных норм и правил в том числе в ходе многосторонних
торговых переговорах в рамках ВТО и на региональном уровне.
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы (72 часа).
5. Семестры: 3
6. Основные разделы дисциплины: Внешнеторговая политика в условиях
глобализации. Международная торговая система. Таможенно-тарифные средства
регулирования международной торговли. Таможенные формальности. Антидемпинговые,
компенсационные и защитные меры. Нетарифные меры. Нетарифные ограничения,
базирующиеся на технических, а также на санитарных и фитосанитарных нормах.
Другие нетарифные барьеры в международной торговле. Основные методы поддержки
экспорта.
Авторы:
член-корреспондент РАН, д.э.н., заслуженный деятель науки России, профессор
Спартак А.Н., заведующий кафедрой Международной торговли и внешней торговли РФ;
к.э.н., доц. Виноградова И.В., доцент кафедры Международной торговли и внешней
торговли РФ.
|
|
Научная работа: исследование, методология, текст (факультатив) | Целью дисциплины является получение знаний и приобретение умений, формирование
необходимых компетенций аспирантов для написания научных работ, а также
дальнейшего их использования в практике организации научно-исследовательской
работы студентов по профилю подготовки в образовательных организациях. Задачи
дисциплины:
•получение системного представления о методологии подготовки научного
исследования, научного текста;
•получение практических навыков планирования и организации научных исследований.
Место дисциплины в структуре ООП аспирантуры Данная дисциплина относится к
факультативным дисциплинам.
Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование и развитие следующих
компетенций: ПК-2.
В результате изучения дисциплины студент должен:
знать:
основы научных исследований; правила цитирования;
уметь:
структурировать научный текст на основе принципов системности, логичности,
последовательности, научности; владеть:
навыками реферирования и аннотирования научных текстов.
Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы (72 часа)
Семестр: 2
Основные разделы дисциплины:
Раздел 1. Методология написания выпускной/диссертационной работы Раздел 2.
Планирование и организация научных исследований Раздел 3. Правила цитирования,
оформления библиографии Раздел 4. Реферирование и аннотирование научных текстов
Автор: Зинцова Марина Владимировна, к.э.н., доцент кафедры менеджмента и
маркетинга |
|
Иностранный язык (английский) | Программа дисциплины «Иностранный язык» (английский) подготовлена в
соответствии с требованиями Образовательного стандарта высшего образования по
подготовке научно-педагогических кадров в аспирантуре ВАВТ по направлениям
подготовки кадров высшей квалификации 3 8.06.01 «Экономика».
Целью дисциплины «Иностранный язык» (английский) является совершенствование
аспирантами ВАВТ иноязычной коммуникативной компетенции, необходимой для
осуществления научной и профессиональной деятельности и позволяющей им
использовать английский язык в научной работе.
Место дисциплины - настоящая дисциплина относится к базовой части программы
подготовки кадров высшей квалификации в аспирантуре, которая является
обязательной для освоения обучающимися и направлена на подготовку к сдаче
кандидатского экзамена. В результате освоения данной дисциплины обучающийся
должен:
Знать:
межкультурные особенности ведения научной деятельности;
правила коммуникативного поведения в ситуациях межкультурного научного общения;
требования к оформлению научных трудов, принятые в международной практике.
Уметь:
осуществлять устную коммуникацию в монологической и диалогической форме в
ситуациях межкультурного научного общения;
писать тезисы, рефераты;
читать оригинальную литературу на иностранном языке в профессиональной отрасли;
знаний;
извлекать информацию из текстов, прослушиваемых в ситуациях межкультурного
научного общения и профессионального (доклад, лекция, интервью, дебаты, и др.);
оформлять извлеченную из иностранных источников информацию в виде перевода,
реферата, аннотации;
понимать и оценивать чужую точку зрения, стремиться к сотрудничеству,
достижению согласия, выработке общей позиции в условиях различия взглядов и
убеждений.
Владеть:
этикетными формами научно-профессионального общения;
навыками анализа научных текстов на государственном и иностранном языках
навыками критической оценки эффективности различных методов и технологий
научной коммуникации на государственном и иностранном языках; различными
методами, технологиями и типами коммуникаций при осуществлении профессиональной
деятельности на государственном и иностранном языках;
современными информационно-коммуникационными технологиями.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование следующих компетенций, закрепленных в Образовательном
стандарте высшего образования по подготовке научно-педагогических кадров в
аспирантуре ВАВТ: УК-3, УК-4, УК-5, УК-6.
Общая трудоемкость дисциплины - 3 зачетные единицы (108 часов). Семестры -1
семестр
Автор: зав. кафедрой англ. яз. МБ к.п.н. доцент СВ. Аверьянова. |
|
Институциональная экономика | Цель дисциплины: формирование теоретической базы (концептуальной и
методологической) и практических навыков институционального анализа
экономических явлений и процессов.
Задачи дисциплины:
познакомить обучающихся с историей становления и современным состоянием новой
институциональной теории;
ввести в круг основных понятий институциональной экономики;
- познакомить обучающихся с основными направлениями и теориями, развивающимися
в рамках новой институциональной экономики и объяснить сравнительные
возможности этих теорий и решаемые ими задачи;
выработать у обучающихся навыки институционального анализа современных
экономических явлений.
Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Институциональная экономика»»
входит в вариативную часть программы аспирантуры.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций: УК -1, УК -2, ОПК -1, ПК -1,
ПК-6, ПК -7.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Итоговый контроль - экзамен.
Семестры: 3.
Основные разделы дисциплины - деление на разделы отсутствует, состоит из 9 тем.
-
Автор: к.э.н., доц. кафедры мировой и национальной экономики Асадуллина А.В. |
|
Экономическая и внешнеторговая политика РФ: направления, инструменты и возможности их реализации | Цель дисциплины : получение целостного представление об экономическом анализе
как важнейшей функцией управления организациями, осмысливания и понимания
основных методов экономического анализа и их применения на разных стадиях
процесса разработки и принятия управленческих решений, получение практических
навыков по анализу и оценке различных направлений производственно-
хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности с использованием
современных методов статистики, в том числе внешнеторговой.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП :
Дисциплина «Экономическая и внешнеторговая политика Российской Федерации:
направления, инструменты и возможности их реализации» входит в обязательные
дисциплины вариативной части программы аспирантуры.
Требования к результатам освоения дисциплины : процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развития компетенций :ОК-1, ОК-3, ПК-1, ПК-5, ПК-8,
ПК-9.
В результате изучения дисциплины аспиранты должны знать основные направления
экономической политики в рыночной экономике;
Теоретическое обоснование основных направлений экономической политики в
различных концепциях;
Главные области экономической политики в настоящее время.
Традиционные характеристики экономической политики в рамках ведущих
политических сил;
Базовый инструментарий экономической политики в важнейших областях.
Особенности экономической политики современной России.
Уметь :
· системно интерпретировать характер экономической политики в стране;
· выделять ведущие силы, определяющие экономическую политику;
- прогнозировать вероятные последствия принятой экономической политики;
· готовить обзоры и заключения по экономическому развитию России и других стран.
Владеть:
· техникой подготовки обзоров и заключений по экономической политике страны;
· навыками использования современных технических средств в своей работе;
· инструментарием анализа экономической политики.
трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единиц (72 часа).
Семестры : 4.
Основные разделы дисциплины. Деление на разделы отсутствует и состоит из 5 тем.
1. Роль экономической политики в экономическом и социальном развитии страны.
2. Антикризисная (антициклическая) политика
3. Антиинфляционная политика
4. Внешнеторговая и валютная политика
5. Политика экономического роста.
Автор д.э.н., профессор А.И. Бельчук |
|
Современные методы проведения экономического анализа с использованием внешнеторговой статистики | 1. Цель дисциплины: получение целостного представления об экономическом анализе
как важнейшей функции управления организациями, осмысливание и понимание
основных методов экономического анализа и их применения на разных стадиях
процесса разработки и принятия управленческих решений, получение практических
навыков по анализу и оценке различных направлений производственно-
хозяйственной, финансовой и инвестиционной деятельности с использованием
современных методов статистики, в том числе внешнеторговой.
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина «Современные методы проведения
экономического анализа с использованием внешнеторговой статистики» входит в
вариативную часть программы аспирантуры.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций:
УК-1; ОПК-1; ПК-1.
4. В результате изучения дисциплины аспиранты должны:
знать:
- понятийно-категориальный аппарат;
- основные источники внешнеторговой статистики;
- методы экономического анализа внешнеторговой статистики;
уметь:
- провести экономический анализ с использованием внешнеторговой статистики;
- выявить и обосновать условия и факторы мобилизации производственных резервов;
- определить тенденции развития современной внешней торговли;
владеть:
- навыками использования основного инструментария проведения экономического
анализа с использованием внешнеторговой статистики;
- навыками использования индексного метода для анализа позиции страны в
международной торговле.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).
5. Семестры: 2.
6. Основные разделы дисциплины – деление на разделы отсутствует, состоит из 5
тем.
№ темы Наименование темы
1 Сущность, роль и значение экономического анализа в условиях рыночной экономики
2 Изучение динамики внешнеторговых потоков
3 Индексный анализ внешней торговли
4 Изучение структуры внешней торговли
5 Трендовые и адаптивные модели прогнозирования внешней торговли
Автор: к.э.н., доцент кафедры мировой и национальной экономики Ахмадулина Т.В. |
|
Макроэкономическая политика в открытой экономике | 1. Цель освоения дисциплины состоит в формировании у аспирантов компетенций,
необходимых для углубления знаний в обосновании и прогнозировании
макроэкономической политики в условиях открытой экономики на базе построения и
анализа экономических моделей.
2. Дисциплина «Макроэкономическая политика в открытой экономике» относится к
вариантивной части по направлению кадров высшей квалификации 38.06.01
«Экономика».
3. Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций: УК-1, ОПК-1, ПК-1, ПК-8,
ПК-9.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать : фундаментальные и прикладные исследования отраслевых, региональных и
мировых рынков;
Прикладные экономические исследования на основе фундаментальных методов
экономического анализа.
Уметь :
Анализировать современные тенденции и прогнозировать развитие экономики;
Планировать, организовывать и управлять потоками материальных, информационных,
финансовых и людских ресурсов с целью их рационализации.
Владеть : навыками фундаментального исследования в области экономической теории
и финансов;
Навыками исследования национальной и мировой финансовой систем;
Инструментальными методами экономического анализа, экономической статистики и
бухгалтерского учета;
Навыками прикладных экономических исследований на основе фундаментальных
методов экономического анализа.
1. Общая трудоемкость дисциплины составляет – 2 зачетные единицы (72 часа).
2. Семестры: 2.
6. Дисциплина ««Макроэкономическая политика в открытой экономике» содержит 5
тем.
1. Тенденции развития открытой экономики
2 Международная торговая политика и ее особенности
3. Валютная политика и платежный баланс
4. Макроэкономическое равновесие в открытой экономике
5. Макроэкономической политика в открытой экономике
Автор: к.э.н., доцент Старостина У.Я., доцент кафедры Мировой и национальной
экономики |
|
Прикладная эконометрика | Цель дисциплины: приобретение студентами необходимых теоретических и
практических знаний в области современных эконометрических методов анализа и
моделирования экономики.
Задачи дисциплины:
Ознакомление студентов с проблемами, возникающими при практическом применении
различных количественных моделей экономической теории, таких как модели спроса,
производства, совокупного потребления, инвестиций и др.
Подготовка студентов к прикладным исследованиям в области экономики.
Освоение методов эконометрического анализа статистических данных.
Освоение методов построения и анализа эконометрических моделей.
Овладение навыками применения пакетов компьютерных программ эконометрического
анализа статистических данных.
Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Прикладная эконометрика»» входит
в вариативную часть программы аспирантуры.
Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций:
Перечень сформированных компетенций в процессе освоения дисциплины
Универсальные компетенции
УК-1 - способность к критическому анализу и оценке современных научных
достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и
практических задач, в том числе в междисциплинарных областях.
Знать:
- основные теории и модели развития современной мировой экономики;
-основные подходы к описанию, исследованию и управлению процессами,
протекавшими ранее и протекающими в настоящее время в мировой экономике;
Уметь: объединять знания, полученные при изучении различных экономических
дисциплин, для генерирования новых подходов к изучению и управлению процессами,
протекающими в современной мировой экономике.
Владеть: Как можно более широким арсеналом средств, используемых в настоящее
время в аналитических и практических работах современных отечественных и
зарубежных экономистов.
УК -6 - способность планировать и решать задачи собственного профессионального
и личностного развития.
Знать:
-основные современные направления развития человеческой научной мысли в области
исследования мировой экономики;
-основные современные подходы, используемые при решении практических задач в
этой области.
Уметь: максимально эффективно использовать полученные знания в своей
профессиональной деятельности.
Владеть: современными средствами коммуникации для получения новейшей информации
в сфере своих профессиональных интересов.
Общепрофессиональные компетенции
ОПК-1 - способность самостоятельно осуществлять научно-исследовательскую
деятельность в соответствующей профессиональной области с использованием
современных методов исследования и информационно-коммуникационных технологий
Знать: основные сферы применения методов эконометрического анализа в
аналитических и практических работах экономистов.
Уметь: выбирать, корректно применять эконометрические методы и правильно
интерпретировать полученные результаты.
Владеть: навыками работы с оригинальными научными публикациями, в которых
эконометрический анализ используется для анализа явлений и процессов
современной мировой экономики.
Профессиональные компетенции
ПК-1 - способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую
значимость
Знать: наиболее актуальные проблемы развития мировой экономики, для решения
которых может быть успешно использован эконометрический анализ;
Уметь: выявлять те аспекты этих проблем, которые связаны с экономическими
интересами новых экономических исследований, адаптировать результаты этих
исследований для решения экономических проблем, возникающих в государственной
политике и деятельности различных организаций государства, а также с
деятельностью различных организаций.
Владеть: приемами внешней и внутренней обоснованности эконометрических моделей,
позволяющими корректно строить и использовать модели для описания процессов
глобального уровня, и адаптировать, если это возможно, построенные модели для
исследования задач государственной экономической политики и в деятельности
различных организаций.
ПК - 8 - способность к исследованию современных проблем мировой экономики,
закономерностей интернационализации и глобализации экономических отношений,
механизмов их регулирования на национальном, региональном и глобальном уровнях.
Знать: основные подходы к исследованию современных проблем мировой экономики
и, в том числе, подходы, основанные на обработке статистической информации.
Уметь: в общем исследовании выделять задачи, для решения которых
эконометрический подход может оказаться наиболее эффективным.
Владеть: современным аппаратом эконометрического анализа; программным
обеспечением, реализующим аппарат эконометрического анализа.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа). Итоговый
контроль - зачет.
Семестры: 1.
Основные разделы дисциплины - деление на разделы отсутствует, состоит из 8 тем.
Автор: к.ф.-м.н., доцент кафедры Информатики и математики Филиппов Д.В. |
|
Институциональная экономика | 1. Цель дисциплины: формирование теоретической базы (концептуальной и
методологической) и практических навыков институционального анализа
экономических явлений и процессов.
Задачи дисциплины:
- познакомить обучающихся с историей становления и современным состоянием новой
институциональной теории;
- ввести в круг основных понятий институциональной экономики;
- познакомить обучающихся с основными направлениями и теориями, развивающимися
в рамках новой институциональной экономики и объяснить сравнительные
возможности этих теорий и решаемые ими задачи;
- выработать у обучающихся навыки институционального анализа современных
экономических явлений.
2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина «Институциональная экономика»»
входит в вариативную часть программы аспирантуры.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения
дисциплины направлен на формирование и развитие компетенций: УК -1, УК -2, ОПК
-1, ПК -1, ПК-6, ПК -7.
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 часов).
Итоговый контроль - экзамен.
5. Семестры: 3.
6. Основные разделы дисциплины - деление на разделы отсутствует, состоит из 9
тем.
Автор: к.э.н., доц. кафедры мировой и национальной экономики Асадуллина А.В. |
|
Мировая экономика: теоретические аспекты и особенности текущего этапа | АННОТАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
«МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ И ОСОБЕННОСТИ ТЕКУЩЕГО ЭТАПА»
1. Цель дисциплины: углубленное изучение современных проблем мирового
хозяйства, изучить закономерности глобализации, интернационализации и
транснационализации международных экономических отношений, механизмы их
регулирования на национальном, региональном и глобальном уровне, а также
теории и методологии в тих областях.
2. Место дисциплины в структуре ООП: дисциплина относится к специальным
дисциплинам отрасли науки и научной специальности.
3. Требования к результатам освоения дисциплины: процесс изучения дисциплины
направлен на формирование и развитие компетенций: УК-1; УК-6; ОПК-1; ПК-1;
ПК-4; ПК-5; ПК-6; ПК-7; ПК-8; ПК-10, ПК-11
4. Общая трудоемкость дисциплины составляет – 3 зачетные единицы (108 часов).
5. Семестры: 1
6. Основные разделы дисциплины – состоит из 3 разделов и 14 тем.
Раздел 1. Формирование и особенности развития современной мировой экономики
1. Трансформация мирового хозяйства в ХХI в.
2. Типы и модели рыночного хозяйства в современной мировой экономике
3. Теоретические подходы к анализу функционирования современного мирового
хозяйства
4. Эволюция роли государства в мировой экономике
5. Глобализация мировой экономики и ее проявления
Раздел 2. Эволюция ресурсного потенциала мировой экономики
6. Значение научно-технического потенциала мирового хозяйства
7. Особенности формирования человеческого потенциала мирового хозяйства
8. Значение отдельных элементов природно-ресурсного потенциала мирового
хозяйства
9. Финансовые ресурсы мировой экономики
Раздел 3. Страны и регионы мировой экономики, международные многосторонние
организации
10. Изменения позиций основных центров силы в мировой экономике
11. Новые центры силы в мире: позиции развивающихся стран в системе мирового
хозяйства
12. Перспективы и место стран с переходной экономикой в системе мирового
хозяйства
13. Глобальные проблемы современного развития
14. Международное многостороннее экономическое сотрудничество
Автор: профессор Супян В.Б., профессор кафедры Мировой и национальной
экономики, д.э.н. |
|

|
|